full screen background image

Мобильный киберспорт — уже не будущее, а настоящее

Мобильный киберспорт - уже не будущее, а настоящее

Рынок мобильных игр развивается огромными темпами, что подтверждается фактическими данными. По состоянию на май 2018 года аналитики предсказывали рост рынка игр (компьютерных и мобильных) на 13,3% в сравнении с 2017 годом – общий доход должен составить порядка 137,8 миллиардов долларов США. При этом, крупный сегмент рынка — именно мобильные игры, доходность может составить порядка 70,3 миллиардов долларов США, что составляет порядка 51% всех доходов. При этом компьютерные игры занимают 19% рынка. Таким образом, мобильные игры являются гораздо более привлекательными в плане доходности, нежели компьютерные или консольные. Очевидно, что в таком случае мобильный киберспорт — это следующий шаг в развитии индустрии

Основные положительные особенности мобильных игр

  1. Доступность. Обычно они делаются для нескольких устройств сразу, как для смартфонов, так и для планшетов, плюс практически всегда имеется синхронизация между устройствами для сохранения прогресса.
  2. Казуальность. Интуитивно понятное управление и легкость обучения дают возможность с одинаковой успешностью играть разным гендерным и возрастным группам. При этом в компьютерных играх гораздо большие требования к личному скиллу.
  3. Короткие игровые сессии. В отличие от компьютерных игр, в мобильных играх игровая сессия занимает 3-5 минут, за исключением некоторых ААА-тайтлов. В условиях текущих скоростей жизни современного человека этот фактор является одним из главных плюсов.

Виды мобильных киберспортивных игр

Кроссплатформенные

Речь идет о тайтлах, которые могут одинаково играться и с телефона, и с компьютера. Их очень небольшое количество, поскольку невозможно добиться одинакового управления тапами (нажатиями на экран) и сторонними элементами управления (мышь + клавиатура или джойстик). Самая популярная кроссплатформенная игра – Hearthstone. Она доступна и на ПК, и на планшетах, и на смартфонах. Меньшей популярностью пользуется другая ККИ – Magic the Gathering. Кстати, Hearthstone можно назвать представителем мобильного киберспорта — на некоторых турнирах в перерывах между играми про-игроки тренируются на планшетах.

Вот видео от TechRadar, где сравниваются версии для ПК и планшетов:

Адаптированные

Это, как правило, игры, которые создаются по образу и подобию компьютерных тайтлов. Самые популярные:

PUBG Mobile. Это портированная под мобильные устройства игра, особенностью которой является тот факт, что компьютерные игроки не могут в нее попасть. Это происходит из-за управления – прицеливаться тапами гораздо сложнее, чем мышью, и даже самые крутые игроки в PUBG Mobile будут проигрывать середняку, который будет играть с сочетанием мышь + клавиатура.

При этом даже в мобильную версию PUBG умудряются играть с внешними контроллерами – понятно, что это портит игру как дисциплину, и таких игроков сразу банят. Вот как это выглядит:

Второй вариант – запуск игры через эмулятор. Последствия для таких «игрочишек» аналогичные – их тоже банят. Как рассказывают разработчики, система контролирует скорость прицеливания, качество стрельбы и быстродействие, и если игрок показывает какой-то запредельный уровень мастерства, но при этом находится на невысоких позициях, он сразу начинает вызывать подозрения. Потом его игру начинают отслеживать специалисты, которые приходят к выводу – либо это очередной читер, либо такого игрока срочно нужно подписывать в какую-нибудь профессиональную команду.

Если говорить о влиянии PUBG Mobile на мобильный киберспорт, то по этой игре уже прошел большой турнир с призовым фондом 600 тысяч долларов США в Дубае. Это очень серьезное достижение, а дальше — больше!

Fortnite. Это портированная под мобильные устройства игра, но по поводу игроков не совсем понятно. Судя по всему, в мобильной версии всегда будут играть мобильные игроки, однако у пользователей ПК есть возможность приглашать мобильных игроков в совместные режимы. Информация непроверенная, но Fortnite на мобильных устройствах существенно популярнее PUBG.

В Fortnite есть автоматический прицел, что упрощает игровой процесс, но превращает его в небольшую лотерею, в которой выигрывает тот, кто увидел противника раньше, и у кого оружие мощнее. Но игровой процесс настроен таким образом, что игра не скатывается в постоянный экшн – большую часть времени нам все равно придется бродить по острову в поисках лута, поэтому от шальной пули умереть на первых порах не получится даже при всем желании.

Самостоятельные

Самый большой пласт мобильных игр, по которым проводятся киберспортивные мероприятия.

Vainglory. Аналог DOTA2 и LOL в мобильном киберспорте. Разработчики игры – выходцы из Blizzard и RIOT Games, они же занимаются развитием и продакшеном. По Vainglory проводятся самостоятельные чемпионаты и лиги (аналоги сплитов в LoL), на Twitch в пике финал Чемпионата мира смотрело 56 тысяч зрителей. Доступна на смартфонах и планшетах.

На сегодняшний день Vainglory – это один из самых больших мобильных киберспортивных тайтлов, а чемпионаты организуются не хуже, чем аналогичные MOBA для ПК. Все управление реализовано на тапах, при этом некоторые про-игроки, которые играют на фармящих персонажах, пользуются стилусом для более точного нажатия. С появлением нового режима 5х5 (до этого игра давала возможность играть 3х3) Vainglory стала еще ближе к компьютерным играм.

Сейчас многие топовые команды имеют свои собственные составы по Vainglory, но при этом часть действительно сильных команд являются независимыми коллективами.

Clash Royale. Самая популярная и самая простая мобильная киберспортивная дисциплина, не имеющая компьютерного аналога. В 2017 году по ней проводились отборы на ESWC (и, собственно, сам ESWC). Тогда же, в 2017 году был проведен Crown Championship World Finals 2017 с призовым фондом 400 тысяч долларов США. Трансляцию в пике смотрело чуть больше 270 тысяч человек. Доступна на смартфонах и планшетах.

Clash Royale можно считать едва ли не идеальной мобильной киберспортивной дисциплиной, поскольку она поддается определению «easy to learn, difficult to master» (между прочим, слоган Blizzard). Дело в том, что выигрывать турниры можно даже с обычными картами (не используя, например, легендарные), и это зависит не только от состояния меты, но и от личного скилла игрока, а также понимания механики игры. Для того, чтобы нивелировать разницу в уровне прокачки карт, используются так называемые «турнирные правила» – имеется определенный допустимый уровень карт, меньше максимального, чтобы у игроков не было лишних преимуществ.

В общем, Supercell создали отличную соревновательную дисциплину, у которой невероятно низкий порог вхождения и очень высокие требования к скиллу. Именно такой и должна быть киберспортивная игра.

К сожалению, разработчики мобильных игр так и не смогли придумать сносной стратегии, которая обладала бы соревновательным элементом. Проблема заключается в управлении – стратегии (особенно RTS) очень требовательны к микро- и макроконтролю, который очень сложно реализовать на тач-экранах.

Еще одна игра (тоже, кстати, от Supercell) имеет потенциал стать киберспортивной дисциплиной – Brawl Stars. Мы писали про нее подробный обзор, так что рекомендуем перейти по ссылке.

Стоит также отметить, что отличным вариантом киберспортивной дисциплины были бы гонки – вот, к примеру, в 2010 году на WCG третье место занял российский игрок Missuri по игре Asphalt 5. По непонятным причинам в Gameloft перестали поддерживать соревновательную составляющую гонок и перешли на простые кампании – в результате игровое сообщество потеряло полноценную готовую соревновательную дисциплину. Политика мобильного подразделения EA тоже очень сомнительная – они предпочитают не делать соревновательные игры, а вытягивать из игроков деньги при помощи доната. Играть там приходится с ботами, что не очень интересно.

В конечном счете нужно сказать, что мобильный киберспорт – это очень перспективный сегмент рынка, который уже начал развиваться, и он совершенно точно будет популярен через несколько лет. Поэтому если хотите попробовать стать киберспортсменом, то в мобильных играх гораздо больше шансов им стать прямо сейчас.

Источник