Пытаться на пальцах объяснить друзьям и знакомым, почему в Kirby Star Allies неинтересно играть, оказалось бесполезно. Те, кого не испугали серьезные разговоры о проблемах розового пузыря в башмаках, сводили любые доводы к одному и тому же ответу: «Ну, а чего ты хотел? Это ж для детей», не то прозрачно намекая на инфантильность моих увлечений, не то действительно считая, что развлечения маленьких геймеров по общей шкале мерить нельзя. Мол, наши занудные лбы все равно всей прелести никогда не поймут.
Так вот, секрет дня: детских игр не бывает. Есть только игры семейные, которые одинаково любят как мальчишки с девчонками, так и их родители, и игры посредственные, изъяны которых не заметит разве что аудитория помладше. Последним оправдания с прицелом на особую возрастную категорию нужны лишь для того, чтобы замаскировать нехватку таланта или банальную лень. Хорошей же игре все равно, 10 тебе лет или 46.
Примерно в этом и заключается разница между, скажем, блистательной Super Mario Odyssey, восхваляемой бородатыми дядьками по всему миру, и Kirby Star Allies, которая, ну-у…
Для детей.
Выводы делать не спешишь, даже когда на экране языком жестов и пестрых спецэффектов вещают об очередном злодейском вторжении в солнечное королевство дружбы. У Nintendo, в конце концов, каждый первый сюжет такой, но слащавый детсадовский спектакль всегда соседствует со вполне себе взрослыми, полноценными механиками. Так что и здесь сахарную пилюлю принимаешь с полной готовностью, ожидая взамен чего-нибудь этакого.
Тем более что идею игра предлагает чудесную. Пухляш Кирби, видите ли, может не только поглощать способности других персонажей, но и собирать собственную веселую шайку, кидаясь сердечками в обитателей местных уровней. Полученный таким образом отряд, во-первых, помогает герою разделывать противников, а во-вторых, охотно делится своими умениями, позволяя комбинировать их самыми разными способами.
От прохождения в целом остается такое впечатление, словно это все огромный туториал.
Иными словами, если на метелку товарища дунуть льдом – получится морозный дворник, хладнокровно сметающий любые преграды. Скушал ниндзю, предварительно завербовав ходячую розетку – вот тебе и электросюрикены. Можно научиться вызывать дождь, скрестив волшебный посох со стихией воды, крутить пламенные вихри при помощи огненного молота или вообще превращаться в камень для керлинга, на бешеной скорости летая по экрану. Сочетаний на удивление много, и не все они лежат на поверхности: о некоторых, честно говоря, я и не подозревал, пока не почитал обсуждения на форумах.
Потенциально все это сулит десятки, если не сотни часов увлекательных экспериментов. На бумаге Kirby Star Allies – образцово-показательный платформер, способный грамотно выстроить сложность, заставить подумать и подтолкнуть к поиску секретов на локациях. Претендовать на меньшее с концептом подобного размаха попросту глупо.
Так оно, может, и было бы, не перепутай авторы понятия «игра, доступная детям» и «игра для тугодумов», напрочь срезав всякий намек на челлендж. Геймплей, упрощенный до примитивности – вот главный недуг новых приключений Кирби.
Да, тут есть враги, но они умирают от малейшего прикосновения. Для борьбы с ними не нужны ни конкретные комбо, ни реакция, ни осторожность. Беспорядочно спамить атаками можно хоть до самого конца, не испытывая абсолютно никаких трудностей.
Да, тут есть головоломки и секреты, только большинство задач в игре – это проблемы вида «вставь кубик в квадратное отверстие» с недвусмысленными подсказками в придачу. Они, конечно, по-честному отключаются в настройках, но разобраться, как пройти комнату с фитилем и огненной шляпкой, можно и без них, получив достойную награду в виде кусочка арта или парочки дополнительных жизней. Вдобавок к той сотне, что скопилась за последний час игры.
Даже платформинг как таковой не имеет смысла, потому что Кирби умеет летать. Бесконечно. На нашем пути, как и положено, аккуратно расставлены всевозможные лесенки, горки, ямки и конвейерные ленты с шипами – при этом 90% препятствий обходятся зажатием одной-единственной кнопки. Не знаю, за что HAL Laboratory так невзлюбили своего дизайнера уровней, но почти вся работа последнего оказалась напрасной.
Невыносимая легкость местного бытия дошла до абсурда при встрече с финальным боссом одного из миров, когда я по врожденной глупости выплюнул за край арены активную способность. Поскольку без нее Кирби практически бесполезен, оставалось только смириться со своей нелепой участью и дождаться заслуженного геймовера. Заодно появился бы повод написать, что в Star Allies хоть как-то реально погибнуть.
Не тут-то было: вместо того, чтобы дать мне откатиться к чекпойнту, мои напарники преспокойно отвесили главзлодею люлей и выиграли ключевой бой без моего участия. Пока кавайные мордашки праздновали победу, лежащий на диване контроллер легкой вибрацией поинтересовался, зачем он вообще тогда нужен.
От прохождения в целом остается такое впечатление, словно это все огромный туториал. Раз за разом он наводит на мысль, что вот-вот, со следующего экрана точно начнется нормальная игра. Что еще пару минут – и будут тебе разумные испытания, интересные ситуации и все остальное, к чему стоило так долго готовиться.
Но Kirby Star Allies так и не смогла прийти к внутреннему компромиссу. Ее буквально разорвало на две противоречащие части, одна из которых щеголяет амбициозным и комплексным геймдизайном, а другая без оглядки стремится угодить дошкольной аудитории. В результате, повторюсь, получилось очередное «для детей»: красочный и миловидный проект, который задержит юных ковырятелей в носу на пару добротных часов благодаря занимательным фишкам и встроенному кооперативу. Всем остальным же его раздражающие недостатки будут слишком уж очевидны.
А жаль. Потенциала Кирби вполне могло хватить на замечательный платформер для всей семьи и отличную альтернативу Super Mario Oddysey. Вместо этого Star Allies перечеркнула свою смелую задумку излишней простотой и стала одной из самых пресных и скучных игр в линейке Nintendo.