Рынок мобильных игр развивается огромными темпами, что подтверждается фактическими данными. По состоянию на май 2018 года аналитики предсказывали рост рынка игр (компьютерных и мобильных) на 13,3% в сравнении с 2017 годом – общий доход должен составить порядка 137,8 миллиардов долларов США. При этом, крупный сегмент рынка — именно мобильные игры, доходность может составить порядка 70,3 миллиардов долларов США, что составляет порядка 51% всех доходов. При этом компьютерные игры занимают 19% рынка. Таким образом, мобильные игры являются гораздо более привлекательными в плане доходности, нежели компьютерные или консольные. Очевидно, что в таком случае мобильный киберспорт — это следующий шаг в развитии индустрии
Основные положительные особенности мобильных игр
- Доступность. Обычно они делаются для нескольких устройств сразу, как для смартфонов, так и для планшетов, плюс практически всегда имеется синхронизация между устройствами для сохранения прогресса.
- Казуальность. Интуитивно понятное управление и легкость обучения дают возможность с одинаковой успешностью играть разным гендерным и возрастным группам. При этом в компьютерных играх гораздо большие требования к личному скиллу.
- Короткие игровые сессии. В отличие от компьютерных игр, в мобильных играх игровая сессия занимает 3-5 минут, за исключением некоторых ААА-тайтлов. В условиях текущих скоростей жизни современного человека этот фактор является одним из главных плюсов.
Виды мобильных киберспортивных игр
Кроссплатформенные
Речь идет о тайтлах, которые могут одинаково играться и с телефона, и с компьютера. Их очень небольшое количество, поскольку невозможно добиться одинакового управления тапами (нажатиями на экран) и сторонними элементами управления (мышь + клавиатура или джойстик). Самая популярная кроссплатформенная игра – Hearthstone. Она доступна и на ПК, и на планшетах, и на смартфонах. Меньшей популярностью пользуется другая ККИ – Magic the Gathering. Кстати, Hearthstone можно назвать представителем мобильного киберспорта — на некоторых турнирах в перерывах между играми про-игроки тренируются на планшетах.
Вот видео от TechRadar, где сравниваются версии для ПК и планшетов:
Адаптированные
Это, как правило, игры, которые создаются по образу и подобию компьютерных тайтлов. Самые популярные:
PUBG Mobile. Это портированная под мобильные устройства игра, особенностью которой является тот факт, что компьютерные игроки не могут в нее попасть. Это происходит из-за управления – прицеливаться тапами гораздо сложнее, чем мышью, и даже самые крутые игроки в PUBG Mobile будут проигрывать середняку, который будет играть с сочетанием мышь + клавиатура.
При этом даже в мобильную версию PUBG умудряются играть с внешними контроллерами – понятно, что это портит игру как дисциплину, и таких игроков сразу банят. Вот как это выглядит:
Fortnite. Это портированная под мобильные устройства игра, но по поводу игроков не совсем понятно. Судя по всему, в мобильной версии всегда будут играть мобильные игроки, однако у пользователей ПК есть возможность приглашать мобильных игроков в совместные режимы. Информация непроверенная, но Fortnite на мобильных устройствах существенно популярнее PUBG.
Самостоятельные
Самый большой пласт мобильных игр, по которым проводятся киберспортивные мероприятия.
Vainglory. Аналог DOTA2 и LOL в мобильном киберспорте. Разработчики игры – выходцы из Blizzard и RIOT Games, они же занимаются развитием и продакшеном. По Vainglory проводятся самостоятельные чемпионаты и лиги (аналоги сплитов в LoL), на Twitch в пике финал Чемпионата мира смотрело 56 тысяч зрителей. Доступна на смартфонах и планшетах.
На сегодняшний день Vainglory – это один из самых больших мобильных киберспортивных тайтлов, а чемпионаты организуются не хуже, чем аналогичные MOBA для ПК. Все управление реализовано на тапах, при этом некоторые про-игроки, которые играют на фармящих персонажах, пользуются стилусом для более точного нажатия. С появлением нового режима 5х5 (до этого игра давала возможность играть 3х3) Vainglory стала еще ближе к компьютерным играм.
Сейчас многие топовые команды имеют свои собственные составы по Vainglory, но при этом часть действительно сильных команд являются независимыми коллективами.
Clash Royale можно считать едва ли не идеальной мобильной киберспортивной дисциплиной, поскольку она поддается определению «easy to learn, difficult to master» (между прочим, слоган Blizzard). Дело в том, что выигрывать турниры можно даже с обычными картами (не используя, например, легендарные), и это зависит не только от состояния меты, но и от личного скилла игрока, а также понимания механики игры. Для того, чтобы нивелировать разницу в уровне прокачки карт, используются так называемые «турнирные правила» – имеется определенный допустимый уровень карт, меньше максимального, чтобы у игроков не было лишних преимуществ.
В общем, Supercell создали отличную соревновательную дисциплину, у которой невероятно низкий порог вхождения и очень высокие требования к скиллу. Именно такой и должна быть киберспортивная игра.
Еще одна игра (тоже, кстати, от Supercell) имеет потенциал стать киберспортивной дисциплиной – Brawl Stars. Мы писали про нее подробный обзор, так что рекомендуем перейти по ссылке.
Стоит также отметить, что отличным вариантом киберспортивной дисциплины были бы гонки – вот, к примеру, в 2010 году на WCG третье место занял российский игрок Missuri по игре Asphalt 5. По непонятным причинам в Gameloft перестали поддерживать соревновательную составляющую гонок и перешли на простые кампании – в результате игровое сообщество потеряло полноценную готовую соревновательную дисциплину. Политика мобильного подразделения EA тоже очень сомнительная – они предпочитают не делать соревновательные игры, а вытягивать из игроков деньги при помощи доната. Играть там приходится с ботами, что не очень интересно.
В конечном счете нужно сказать, что мобильный киберспорт – это очень перспективный сегмент рынка, который уже начал развиваться, и он совершенно точно будет популярен через несколько лет. Поэтому если хотите попробовать стать киберспортсменом, то в мобильных играх гораздо больше шансов им стать прямо сейчас.