Помнится, подводя итоги первобытного эксперимента имени Far Cry Primal два года назад, мы грозились старательно воротить нос от следующей части, если ее сделают по прежним лекалам. Жаловались на то, как разработчики раз за разом переклеивают новенькие обои на старые стены и что пора бы уже задуматься над капитальным ремонтом гниющей конструкции. Потому что любой, кроме Bethesda с ее бессмертным «Скайримом» для микроволновок, вам скажет: что хорошо в первый раз, не всегда хорошо в семнадцатый.
Королям песочниц, повелителям открытых миров и просто отъявленным шарлатанам из Ubisoft это, впрочем, не помешало снова выпустить ровно ту же самую игру, что и всегда. Переставить местами деревья на карте, нарядить окрестности в американские флаги, подрисовать усики очередному Ваасу – и с чистой совестью попросить стандартные две тысячи рублей за проделанную работу. Креативщики, надо думать, после релиза всем отделом слегли с переутомлением.
Самое же интересное в том, что оно все равно цепляет. Не так сильно, как прежде, разумеется, но вернуться в привычный «фаркрай», поменявшийся с момента последней встречи на два с половиной пикселя, оказалось на удивление приятно. Более того, можете звать меня лицемером и впечатлительным подростком с тягой к виртуальному насилию, и все же Far Cry 5 – игра чертовски веселая.
Даром что путь до этого веселья лежит ой какой неблизкий.
Главная проблема песочницы Far Cry 5 в том, что в ней очень много песка, но довольно долгое время очень мало игрушек.
К сути дела нас вот так сразу никто не подпустит. Сначала игра по традиции строит из себя обманчиво серьезный и тщательно срежисированный боевик, где наш протагонист (на этот раз – буквально манекен произвольного пола) знакомится с округом Хоуп и оккупировавшей его сектой. Во главе последней, как водится, стоит эксцентричный хипстер, попытка арестовать которого и заваривает всю ту кашу, что нам предстоит расхлебывать: местные фанатики благополучно приземляют полицейский вертолет кверху лыжами, растаскивают его пассажиров на заложников, а нас, немного погоняв по линейным лесам, отпускают в открытый мир – собираться с силами и давать сдачи.
Сразу с этого момента, подсказывает здравый смысл, и должно стать весело, тем более что на поводы поразвлечься Far Cry 5 совсем не скупится. Стоит только переступить порог стартовой локации, радар прямо усыпает иконками всех сортов: аванпосты, алтари, конвои, патрули, тайники, побочные поручения и что-там-еще-для-счастья-надо – занятий хватает везде и всегда. Даже если не сдвигаться с места несколько минут, игра сама постарается сгенерировать пачку-другую противников и направить их в твою сторону, хочешь ты того или нет.
Обычно, учитывая дефицит средств к существованию, лишние приключения на пятую точку не нужны от слова «вообще». Главная проблема песочницы Far Cry 5 в том, что в ней очень много песка, но довольно долгое время очень мало игрушек. Вокруг тебя непрерывно кипит жизнь, постоянно что-то взрывается, ездит, летает, стреляет и кричит, а все, что у тебя есть для участия в празднике, это хиленький «Кольт» и пара аптечек в запасе. Не особо-то разгонишься с таким набором.
Надо ли говорить, насколько быстро окружающий мир превращается в мир раздражающий. Фирменные случайные события лезут из каждой щели, не доставляя ничего, кроме головной боли, потому что на них банально нет возможности должным образом отреагировать. Да, Far Cry 5, я понял, что у тебя теперь есть самолеты – но не нужно посылать их, когда я только-только наскреб денег на дробовик. И нет, Far Cry 5, я не могу заработать больше, потому что твои бомбардировщики распугали всех квестодателей в регионе, спасибо.
В общем, чтобы по-настоящему приобщиться к творящемуся безумию, придется это самое безумие сначала перетерпеть. Скопить приличный арсенал, забить гараж машинами, прокачать пару десятков перков, получить высшее образование, оформить ипотеку и вложиться в малый бизнес – подъем по здешней лестнице прогресса, наверное, самый нудный и рутинный во всей серии. Не в последнюю очередь потому, что ощущается он как препятствие нормальной игре.
Отдельной фишкой сиквела стала система боевых компаньонов. Теперь, дабы не шататься по округе в гордом одиночестве, можно завербовать в свой отряд любого прохожего или получить уникального спутника, выполнив его персональное задание. Подопечные отличаются специализацией и сопутствующими бонусами: кто-то поливает врагов напалмом, кто-то бесшумно устраняет цели из тени, кто-то оказывает огневую поддержку с воздуха, а кто-то просто милый пес Бумер и приносит патроны прямо во время перестрелки. Бумер классный.
Милый пес Бумер приносит патроны прямо во время перестрелки. Бумер классный.
Колоссального влияния на геймплей такая добавка ожидаемо не оказала, но более-менее разбавила избитые тактики и, на худой конец, автоматизировала наименее увлекательную часть процесса. Дурацкий стелс, к примеру, теперь еще более дурацкий и однокнопочный, зато избавленный от извечной проблемы, когда из-за малейшего промаха о тебе за долю секунды узнавало каждое живое существо на материке. С союзником все проще: если у него в талантах значится скрытность, он может хоть в носу у охранников ковыряться – никто и глазом не моргнет.
Собери мультиплеер сам
Старательно облизанный пиарщиками режим аркады со встроенным редактором карт оказался, к слову, дутой приблудой. Пускай сам по себе инструментарий впечатляет взор любопытного дилетанта, результаты работы более прямых рук в нем никакого интереса не вызывают: на витринах сплошняком или длинные кишкообразные сурвайвал-испытания на один раз, или кислотные соревновательные арены, где люди по 10 минут бегают вокруг единственного сарая, пытаясь выжать из процесса положительные эмоции. Получается, судя по стремительно покидающим матчи участникам, не очень хорошо.
Где-то там же можно попробовать точную копию de_dust2 и лишний раз убедиться в том, насколько бесполезное это дело, переносить карты из одной игры в другую.
Разгоняется Far Cry 5 непозволительно долго, взаправду начинаясь только часу где-то к десятому, но оторваться тогда уже становится невозможно. Все, что до этого откровенно бесило и вынуждало играть с большими перерывами, вдруг сливается в одно нескончаемое полотно для импровизации. Налетели истребители? Круто! Наконец-то будет повод обкатать свежекупленный гранатомет. За углом заспаунилось подкрепление? Еще лучше – не зря же у меня полные карманы C4! А там, глядишь, и какой-нибудь конвой мимо проедет…
Спонтанные стычки переходят в разряд главных аттракционов, потому что теперь ты можешь себе их позволить и располагаешь всеми инструментами, чтобы переплетать их между собой, создавая продолжительную цепную реакцию. Выкосить целый аванпост с военного вертолета, потом сигануть вниз, расстреляв подоспевший фургон, и ввязаться в погоню на своем звездно-полосатом тягаче, пережевывая сопливые фермерские заборчики под звонкий стук пулеметов, отбивающих очереди в ритм незабвенной «Барракуды» по радио – вот в чем веселье Far Cry 5. Во вседозволенности и чрезмерности экшена.
Тем удивительнее, что при такой роскошной песочнице авторы решили сделать сюжет обязательным для посещения. Не в том в плане, что область X не откроется, пока не пройдешь миссию Y – игра просто-напросто выдернет тебя из открытого мира, когда посчитает, что пора показать новую порцию истории. Ну как там, развлекаешься? Очень жаль, потому что настало время очередной профилактической беседы с боссом региона!
А, ну да. Все бы ничего, если б Ubisoft не совершили сценарное самоубийство еще на стадии концепта, разделив карту на три области и разрешив проходить их в любом порядке. С точки зрения повествования это значит, что все три куска должны быть, во-первых, равноценны, а во-вторых, совершенно независимы друг от друга. В переводе на доступный язык – нормального, связного сюжета здесь не могло быть по определению.
Вот и выходит, что у каждого региона свой лейтенант, но ни связей, ни структурных отличий между локальными конфликтами нет. Far Cry 5 просто трижды повторяет одну и ту же арку – сжато, поверхностно и безыдейно.
Сюжетные миссии же, напротив, разнятся кардинально, увы, в плохом смысле. Такое ощущение, что за разработку каждого региона отвечала отдельная команда, но доделала свою работу только одна – слишком уж бросается в глаза контраст качества. Пока у одного из антагонистов в подчинении целый «Диснейленд» разнообразных квестов, событий, мест и персонажей, двое других лениво отхаркивают линейные тиры с таймерами и босс-файты образца 2001 года. Хотя кульминационные эпизоды в бункерах у всех троих одинаковые – а как известно, нет ничего хуже эпизодов в бункерах.
Вообще, раз уж на то пошло, в сценарном плане игра гораздо больше запоминается благодаря побочным зарисовкам, нарочито придурковатым и абсурдным. В стороне от центрального противостояния Far Cry 5 усердно высмеивает контингент американской глубинки, и хотя сатира на любовь реднеков ко второй поправке какая-то слишком уж назойливая, многие шутки и связанные с ними поручения заходят на ура. По крайней мере, поджигать спаривающихся быков до этого нам еще никто не предлагал.
Еще внезапно порадовала такая мелочь, как исследование местности. К пятой части Far Cry, если вы не знали, решила-таки избавиться от осточертевших вышек в пользу живого человеческого общения. Об интересных местах на карте теперь рассказывают околачивающиеся поблизости NPC, что по большому счету, конечно, шило на мыло, но эксплоринг благодаря этому обрел какую-то последовательность и осмысленность, что ли. Освободил пленного – а он тебе не только абстрактные очки сопротивления, но и наводку на ближайший аванпост сектантов. Захватил аванпост – а там тебе подсказали, где искать клад. Еще немного, и совсем в RPG мутируем.
Это громкий, яркий, сочный и безумно красивый конструктор-блокбастер, позволяющий разыграть на экране боевик своей мечты.
Напоследок – огромная порция грязи в сторону не менее огромного надувательства, названного здесь совместным прохождением. После посредственной, но четко отработавшей свою кооперативную программу Ghost Recon Wildlands мы никак не ждали, что флагманская серия Ubisoft сделает в этом плане несколько шагов назад.
Все, что в Far Cry 5 касается игры с друзьями, загнали в невменяемо суровые рамки. Первым неприятным откровением стало то, что играть разрешают исключительно вдвоем. Об этом, конечно, где-то в глубинах официальных FAQ говорилось заранее, но мы, будучи потребителями незатейливыми, попались в ловушку собственных логических рассуждений: раз у протагониста по умолчанию есть два слота под ИИ-помощников, то и друзей, наверное, можно позвать примерно столько же. Какая нелепая глупость, правда?
Целый вагон мелких ограничений и оговорок только усугубляет положение. Клиенту, например, не разрешается разговаривать с NPC и отходить от хоста на хоть сколько-нибудь значимое расстояние. Как вишенка на торте – ему вообще не засчитывается прогресс по сюжетной линии, из-за чего самые полезные перки и вкусное оружие он не получает. Удовольствия от этого не больше, чем от вечеринки под домашним арестом: вроде бы все клево, но без браслета на лодыжке список потенциальных приключений был бы куда обширнее.
Плюс ко всему сетевой код прямо-таки пестрит проблемами синхронизации. Не раз и не два я взлетал на вертолете под истерический хохот товарища, на экране которого никакого вертолета и в помине не было, а я эффектно парил в воздухе на своих двоих. Многие подобные казусы лишь стали поводом обменяться забавными «гифками», но случались и поистине раздражающие вещи: пропадали модели персонажей, залипали анимации и просто отключались отдельные скрипты, в том числе и сюжетные.
* * *
Не побоюсь повторить: Far Cry 5 – чертовски веселая игра. Несмотря на старые костыли и внушительный список недостатков, из четырех проведенных в ней вечеров по меньшей мере два подарили нам искреннее удовольствие, которое дают только крепкие песочницы типа Saints Row: The Third или Just Cause 3. Это громкий, яркий, сочный и безумно красивый конструктор-блокбастер, позволяющий разыграть на экране боевик своей мечты – нужно ли что-то еще?
В идеале, конечно, нужны перемены более радикальные, чем полторы механики за два года, но кого я обманываю…