Оказывается, пока мы тут отвлекались на мелочи жизни, Splatoon 2 вплотную приблизилась к первому дню рождения. Целый год уже прошел, представляете? Окрилеть можно! А я как сейчас помню свой дебютный плюх, свои триумфальные победы и дилетантские поражения. Эх, молодость…
Пускай, однако, возраст виновницы скорого торжества вас не пугает – времени она зря не теряла и нынче чувствует себя лучше всех. Кроме шуток, Nintendo в этот раз приложили максимум усилий, чтобы из маленькой икринки вырастить настоящую мультиплеерную акулу: если не принимать во внимание недавнюю историю с античитом, которая, хочется верить, все же приведет к счастливому концу, заботой сиквел окружен на порядок плотнее, чем первая часть – да и вообще любой другой проект компании. Будь то огромные порции нового контента, регулярные фестивали или крупные чемпионаты, жизнь в Splatoon 2 кипела, кипит и будет кипеть еще очень долго.
А чтобы отпраздновать становление всей такой из себя сетевой красавицы, счастливые родители решили выпустить… сюжетное DLC? Не премиум-пропуск с золочеными скинами, не набор тематических карт для сурвайвала, даже не пак комментариев какого-нибудь Спрут Догга. Нет, полноценную одиночную кампанию, которая к онлайн-баталиям относится так же, как килька в томате – к морепродуктам. Крайне опосредованно, то есть.
Самое-то интересное в том, что не прогадали ведь. На словах Octo Expansion – затея настолько же безумная, насколько бестолковая, но на деле сугубо личный характер нового приключения позволил игре стать в разы изобретательнее и увлекательнее, чем когда-либо до этого.
Без труда не выловишь
Впрочем, «сюжетное» – громко сказано. Спартанские заветы Nintendo никуда не делись, так что ждать от дополнения особых сценарных изысков не стоит: история ненадолго заглядывает в гости во время вступительного ролика, чтобы ввести в курс дела, и возвращается лишь под самый занавес. Да, здесь впервые дают побегать за октолинга, показывают новых персонажей и подбрасывают несколько занятных фактов о местной вселенной, но Octo Expansion не совсем про это. Кое-кто даже скажет, совсем не про это.
Повествование отправляет нас в секретный подземный комплекс, выход из которого лежит сквозь череду испытаний. Всего их около 80, с кардинально разными задачами и средствами их достижения. Где-то нужно всего лишь пройти тир на время, где-то – еще и проскакать по платформам. Иногда важна скорость реакции, иногда – умение подумать и грамотно выстроить тактику. Одни уровни испытывают механические навыки, другие же переворачивают все с ног на голову и предлагают, скажем, сыграть в бильярд или вырезать скульптуру по образцу.
В качестве примера от себя не могу не вспомнить свою любимую цепочку заданий с огромным шаром. На первых этапах это довольно примитивный аркадный пазл вида «докати A до B», но чем дальше в лес, тем больше нюансов на него наслаивается. Появляются лифты, рельсы, батуты, свертываемые дорожки, липкие поверхности, назойливые враги всех пород и бог знает что еще – путь к цели превращается в натуральную полосу препятствий, напоминающую разом Super Mario Odyssey, святилища из последней «Зельды» и, вот те на, Portal 2. Ассоциация нечастая, но оттого не менее желанная.
Вот про что это дополнение – про геймплей и эксперименты, которым не нашлось места в базовой игре. Octo Expansion пробует все, от пространственных головоломок и босс-файтов до вольного переложения Space Invaders, подкупая именно разнообразием и смелостью идей. Пускай не все они одинаково хороши (банальные матчи против ботов можно было не пихать), скучно тут не бывает – а это главное.
Напрашивается сюда какой-нибудь емкий оборот, точно описывающий все это дело. Черновик геймдизайнера? Грубовато, но отчасти правда: чувствуется в DLC по-хорошему черновая разнузданность, свобода мысли. Многое здесь сделано просто потому, что это здорово и весело – без оглядки на какую-то там стройную логику или даже, как позже выясняется, сложность.
Странно говорить такое вслух, но в Splatoon 2 появился челлендж, настоящий и тщательно спроектированный. Если оригинальная кампания отличалась довольно мягким темпераментом, у Octo Expansion порог вхождения находится где-то на уровне лба. Пропустил одну мишень из тридцати? Пф-ф, ну ты и ерш! Давай все заново. Прощелкал клювом на повороте? Жалко тебя (нет). Заново. Растерялся в обороне? Заново. За-но-во. Заново!
Считаться с тем, что вы плохо прыгаете, с трудом целитесь и вообще играете так себе, тут никто не будет. Хотя сложность при всей суровости действительно справедливая, для начинающих «сплатунеров» это может стать серьезным препятствием: отдельные испытания физически невозможно пройти, не научившись выдавать тройные фликшоты в полете вверх ногами. Всегда, конечно, есть вариант пропустить их за отдельную внутриигровую плату, но это уже совсем бесстыдство какое-то.
К счастью, от безнадежных тупиков часто спасает продуманная структура дополнения. Уровни здесь представлены в виде станций метрополитена, ветки которого петляют и пересекаются между собой – поэтому многие трудности реально «объехать» через испытания попроще. От проблем не убежишь, но поднабраться опыта никогда не помешает.
Кальмар на улице Вязов
Несмотря на то, что сюжету в Octo Expansion уделено преступно мало внимания, мир дополнения все равно набит интересными и забавными деталями. Здесь и искрометные комментарии товарищей, наперебой пытающихся дать вам совет по прохождению, и их же уморительные чат-логи из «Караськи» (переводчики, вы чудо), откуда можно почерпнуть кое-какие сведения о прошлом персонажей, и мистические двустишия, прилагаемые к сувенирам за прохождение, и много чего еще. Мелочи, конечно, но как раз благодаря таким мелочам DLC и не распадается на безвкусный набор мини-игр.
Благодаря им – и местной атмосфере, которая съехала от жизнерадостной палитры к более нейтральным, а кое-где даже мрачноватым тонам. Свой пародийный характер Splatoon 2 нисколько не растеряла, но для отчетливого контраста примешала к нему какую-то… угрюмую повседневность, что ли. Эффект получился необычный: чего стоит один только дизайн уровней, фантасмагорическими инсталляциями зависших в тускло освещенном пространстве – есть в них и мотивы той же Portal 2, и даже немного Дали с Эшером. А про обитателей глубоководья, мелькающих в обшарпанных вагонах метро, и говорить нечего – так выглядела бы «Русалочка» в интерпретации какого-нибудь Сатоси Кона, не иначе.
Ну, и музыка, куда же без нее. Чудесная электроника, задающая ритм красочному действу, в этот раз особенно хороша и выразительна. Более того, осмелюсь заявить, что лучший трек за всю серию звучит именно здесь:
Словом, приятно видеть, что Splatoon 2 растет – и вдвойне приятно, что рост этот касается и одиночной части тоже. Со стороны Nintendo было бы непростительным расточительством спускать такую замечательную игру на веселые, но бессмысленные сетевые пострелушки, и выход добавки подобного рода заверил в том, что потенциал своего детища они все-таки осознают. Быть может, доживем когда-нибудь до полноценного сюжетного спин-оффа!
Что же до самого «Осьмодополнения», это лучшее, что случилось с игрой с момента релиза, и обязательная покупка для всех, кто хоть сколько-нибудь верит в состоятельность Splatoon 2 на синглплеерном поприще. Крепитесь, будет сложно, но оно того еще как стоит. Клешни на отсечение даю.