Two Point Hospital — это ровно та же игра, что и Theme Hospital. Они прямо совсем-совсем одинаковые. На этом позитивном сообщении можно было бы обзор и закончить, если бы Theme Hospital вышла не десять тысяч лет назад.
TH вышла настолько давно, что компания Electronic Arts… Electronic Arts, продающая недоделанные игры, ампутирующая из них контент, сующая обрубки в обертку DLC и сбывающая их по отдельным платным абонементам, компания Electronic Arts какое-то время раздавала Theme Hospital в своем цифровой магазине Origin бесплатно. EA бесплатно раздавала хитовый проект.
Вот такая это старая штука. Вы в нее, скорее всего, не играли. Я в нее, скорее всего, не играл. Скорее всего, пассаж про то, что Two Point Hospital как две капли воды похожа на Theme Hospital, нам ни о чем не говорит.
Итак, наши дни, полуостров Нижние Тутовки. Местным жителям, страдающим от чудных, вызванных переизбытком каламбуров в голове болезней, нужна еще одна новая больница. А это, знаете, прибыльный бизнес. 500$ за постановку диагноза, еще 2,000$ за полежать в палате и, наконец, финальные 5,000$ за процедуру скручивания лампочки с вашей нездоровой шеи.
Пора сделать наши госпитали снова великими.
Как обычно, весь свой первый медицинский муравейник вы будете строить под чутким руководством компьютерного советника. Он всенепременно расскажет, и куда ставить тумбочку регистратуры, и какого работника к этой тумбочке привязать, и как строятся местные кабинеты, и вообще.
При этом работать мы сразу будем капитально. Я бы, если честно, быстрее согласился оборудовать маленький дебютный медпункт на два с половиной кабинета. Но нет — игра со старта требует серьезного подхода к выкачиванию денег из больных. По окончанию первой миссии местной кампании я успел построить сложносочиненный валютный пылесос. Четыре, кажется, приемных кабинета, две здоровые палаты, столько же, если не больше, диагностических станций, несколько аптек, лаборатория с выкручивающим лампочки из голов аппаратом, курилки для персонала, туалеты, десятки автоматов с шоколадками и колой, газетный киоск и целые джунгли из растений в горшках. Вот тебе и первое задание.
Впрочем, в том, что первая же миссия Two Point Hospital съела два моих часа, отчасти виноват я сам. Поздравив меня с успешным стартом, игра одной рукой потащила своего героя осваивать новые территории, а другой — ненавязчиво подсунула несколько новых испытаний в директорский кабинет уже построенной больницы.
Получить три звездочки из трех за уровень — известный священный долг каждого азартного геймера. Плюс, первые несколько этапов от нас всего-то и надо, что прогнать через систему местного здравоохранения 50 дополнительных пациентов и обклеить все доступные стены плакатами «Мойте руки перед едой» и липовыми медицинскими дипломами. Закупишь оптовую партию таких — и престиж заведения растет как на дрожжах!
Правда, чем дальше по карьерной лестнице, тем хитрее будут испытания и тем сильнее будут надоедать не очевидные поначалу недостатки игры.
Лично меня больше всего в TPH раздражает именно обязательные косметические работы. The Sims — наше все, но прелесть всех этих разноцветных лавочек, плакатов про здоровый образ жизни, кактусов в горшках и прочих велотренажеров не в том, чтобы завалить ими все комнаты и коридоры.
Локации в тайкунах — это такие садики бонсай. Хочется, чтобы тонкая ветвь коридора кончалась лаконичным кактусом, гармонично оттеняющим автомат по продаже газировки. Чтобы в палате с причудливой геометрией стен, удачно обыгрывающей пять стальных коек, где под чутким присмотром медсестры, восседающей на своем бюрократическом троне рядом с одиноким авангардным полотном, ютились благодарные клиенты. А Two Point Hospital заставляет делать дорого-богато. Чем больше фикусов, ковров и постеров — тем лучше, и не важно, как там что с чем сочетается.
Строишь ты свою больницу мечты, строишь, а под са-а-амый конец миссии тебе приходит задание поднять некий престиж заведения, и все. Пока не изуродуешь свою же работу, домой не уйдешь. Обидно.
Убивая красоту в погоне за заветными тремя звездами, начинаешь замечать и другие нехорошие вещи. Например, странности интерфейса.
В общем и целом, меню TPH отлично справляются со своей работой. С тем же, например, наймом новых врачей все просто и понятно. Ткнул кнопку «Найм», в секунду сориентировался, кто там есть на рынке труда, взял новичка. Или отфутболил всех текущих кандидатов и сел ждать у моря погоды, как повезет.
Зато в меню закупки мебели творится средних масштабов бардак. Всяких лавочек, игровых автоматов и занавесочек в TPH такое количество, что где-то кто второму часу игры от мышки начинает отваливаться скроллер, а у твоей руки — ответственный за этот самый скроллер палец. Ничто не сгруппировано, не разбито по категориям и не поддается логическому осмыслению; чем дальше в лес, тем суровее завалы.
Дизайнеры робко попытались перенести предметы, которые можно поставить, скажем, только в кабинете по превращению патологических клоунов в нормальных людей (есть в игре и такое), в отдельную вкладку. Затем уткнули эту самую вкладку в угол экрана, противоположный от «стандартного», и для полного счастья закопали ее в отдельном подменю, открывающимся при выборе тех самых особенных кабинетов.
Вышеописанную кнопку даже неплохо видно, но первые часа четыре я думал, что она просто слегка фильтрует общий хаос и убирает предметы, которые нельзя запихнуть в одну конкретную комнату. Правда выяснилась, только когда мой незаменимый компьютерный помощник начал толкать мне какую-то необычную мебель за особенную валюту. И то, поначалу казалось, что это Sega пошла по стопам тех же EA с их The Sims и требует за каждые два новых пиксельных кресла по три настоящих доллара.
Пронесло. Особенные монетки «крутоны» (понимайте название как знаете) Two Point Hospital щедро раздает за просто так. Ну, по меркам современных игр просто так — за выполненные миссии, побочные задания, все такое прочее.
И вот, прикупил я за крутоны напольные медицинские весы, отложил на их оптовую закупку тысячи три виртуальных долларов, захожу в меню, а их нигде нет. Думал, миссию что ли перезапустить надо?
В общем, тест на избалованного хорошим геймдизайном дурака Two Point Hospital прошла на троечку.
Зато как следует пропитанные нафталином шутки не подвели ни разу. Нереально крутые остроты для пенсионеров посыпались через экран уже во вступительном ролике. Переводчики старались замазать половину пожилых шуток, но старческое ухо все слышит. Там, где современные лингвисты, постеснявшись правды, написали в субтитрах, что дипломированные доктора TPH просто обсмотрелись канала «Здоровье», оригинальная озвучка смело вещает, что никакой там смутный канал никто не смотрел. Врачи наших госпиталей учились по сериалу ER. Он же «Скорая помощь»; детство, канал «НТВ» и молодой Джордж Клуни в роли педиатра с золотым сердцем и неуемным либидо. Ветераны помнят, ветераны ценят.
Ну и да, по больницам бродят люди с лампочками вместо голов, мумии и прочие беспокойные двойники Фредди Меркьюри. Потому что главная публика Two Point Hospital плохо понимает, кто такие… да что вообще в современной музыке хорошего? Вот Queen — это да, а вот каких-нибудь ваших… кого-нибудь мы в детстве не слушали, поэтому пациенты бредят Фредди.
Вишенка на торте — игровые автоматы, на которых можно разглядеть второй уровень Sonic & Knuckles. Когда, помните, Соник зацепился за летающий корабль Роботника, прыгал по отвратительным неудобным платформам и пропастью и триста лет пытался пролезть через непонятные цилиндры из металлической сетки.
Короче, карту ностальгического юмора с шутками в стиле «Аэроплана» TPH разыгрывает на отлично. Король абсурдных экономических стратегий вернулся, чтобы показать сотням унылых подражателей, как это дело на самом деле делается.
Отличительная черта всех по-настоящему хороших игр — их можно посоветовать любому геймеру. Two Point Hospital, даром что римейк родоначальника поджанра «Смешные тайкуны», хорош даже тогда, когда ты особенно не любишь ни экономические стратегии, ни The Sims, ни изометрические муравейники в принципе, ни древние шутки про древнюю поп-культуру, ни новое компьютерно-стратегическое лицо Sega.
Наверно, для того, чтобы осилить все задания во всех госпиталях TPH, надо и впрямь горячо любить тайкуны, но чтобы просто весело провести время за игрой, не надо решительно никакой подготовки. Two Point Hospital хорош и в отрыве ото всего своего контекста.
На базовом стратегическом уровне ты (кхм, почти) всегда понимаешь, что должен делать и зачем. Тактические задачки меняются от этапа к этапу и не дают полностью расслабиться, но если хочется, то вперед — просто подберите помещение по нраву и делайте с ним что хотите, а потом наслаждайтесь получившей живой картинкой. Врачи дурачатся в пустых комнатах, уборщицы ловят призраки усопших прямо в коридорах пациентов, администраторы бесят и хотят одновременно зарплату, еды и в уборную, а толпа клиентов волнами накатывает на палаты, плачет, но сдает деньги в кассу.
Two Point Hospital удалась.