«Рен-ТВ» сделала клон XCOM.
Вторая мировая. Нацисты вызвали из недр Земли батальон ктулху, обзавелись экспериментальным лучевым оружием и хотят ровно то же самое, чего хотели до того, как обзавестись батальоном ктулху и экспериментальным лучевым оружием. В тыл врага, застроенный бункерами и огородами здоровых рунных камней, высаживаются вампир, сикх, солдат и еще один солдат. Цель первых двух предельно понятна — не дать врагам человечества толком разыграть свои новые козыри. Цель оставшегося дуэта та же самая, но с коварной секретной оговоркой: два солдата не хотят, чтобы в игре появились воин апачи и третий солдат.
Впереди команду ждут десятки тактических боев, трофеи и бесконечные мрачные леса.
Скриншоты Achtung! Cthulhu Tactics, выставленные на витрине Steam, не радуют глаз просто ни разу. Все какое-то блеклое, фигурки солдатиков скучные, обещанные наци-ктулху не впечатляют. Не развернешь из спортивного интереса картинку на весь экран и не увидишь, что в игре-то, оказывается, есть правильный — на девять десятых позаимствованный из XCOM, но какая разница, если он правильный — тактический интерфейс. Да еще и боевики грамотно расставлены по местам, как будто ведут действительно увлекательную пошаговую перестрелку.
Прошел бы любитель стратегий после увиденной панорамы мимо, да уже не может.
И таки да! Тактические бои в Cthulhu Tactics фундаментально хороши.
Основы известны всем любителям жанра. Нам дают отряд из четырех бойцов: одного условного разведчика, умеющего пережить внезапное столкновение с толпой противников чуть лучше остальных, одного любителя дробовиков и почти суицидальных забегов с шашкой наголо, одного снайпера и одного командира, немного улучшающего характеристики всего остального отряда. Этот квартет обязан от миссии к миссии зачищать баррикады от превосходящих сил противника за счет грамотной командной работы, стрельбы из укрытий и природной тупизны искусственного интеллекта. Плавали — знаем.
Очки действия, хитпоинты, поле зрения, дистанция, перекрестный огонь — все тоже есть.
Первое бросающееся в глаза отличие механики Cthulhu Tactics от уже несколько раз упомянутой игры — готичная Вторая мировая ни разу не пытается взять твой отряд измором. На известный случай, когда твои бойцы после первой же стычки остаются почти без патронов и с десятью хитпоинтами на пятерых, в наших мрачных бункерах невозможен.
Прежде всего потому, что солдатам потустороннего фронта доступен энергетический щит, до которого не додумались даже инопланетяне-захватчики из будущего. Называется он «удача», покрывает примерно половину общего здоровья и сам собой перезаряжается между боями. То есть любой наш вояка способен съесть где-то две-три порции свинца за перестрелку без каких-либо серьезных последствий для хода миссии. Конкретные бои от этого счастья легче не становятся, а вот уже целые карты проходятся сильно быстрее, чем ты ждешь.
А еще солдаты научились сами собой перезаряжать оружие по окончанию перестрелки. За эту революцию в жанре надоедливых тактических мелочей я выдаю игре целый отдельный балл. Ну наконец-то.
В то же время Cthulhu Tactics отказалась предоставлять нам отдельный заброшенный бункер под базу. Никаких завалов, комнат для изучения потусторонних монстров, казарм, электрогенераторов и прочей эпической рутины, которая была интересна тебе ровно два часа ровно пятнадцать лет назад. Где-то глубоко в голове, правда, зудит мысль, будь у разработчиков побольше бюджет, симулятор домохозяина с нами бы таки случился, но на нет и суда нет.
Короче, все в Cthulhu Tactics работает быстро, логично и прекрасно, и играть в нее — одно сплошное удовольствие. Было бы, если бы не.
Убрав несколько лишних элементов, дизайнеры отказались еще много от чего полезного. Замечаешь ты это дело, правда, не сразу. Первые задания игры — сплошь одноэтажные песочницы без каких-бы то ни было признаков жизни. Ни на крышу куда-нибудь залезть, ни в подвал спуститься, ни бочку с бензином взорвать. Ничего нет; только бегай по укрытиям да грамотно разведывай местность. Но на то они и первые задания, думаешь наивный ты — дальше-то появится куча всего на свете.
Но вот и нет. Тактические бои не меняются вообще. Миссия первого часа игры будет отличаться от миссии часа десятого разве что тем, что застрявшие на одном и том же уровне вояки выучат каждый по спецприему да фашисты себе лишние хитпоинты наберут.
Даже толковых второстепенных заданий на местные карты не отгрузили. Есть только миссии типа «Дойди до тупика», где ты лишние пять минут тыкаешься по уже зачищенной локации в поисках дополнительного чекпоинта. Выполнять их ни разу не хочется, но надо, потому что 100 очков опыта на дороге не валяются.
Тактический запал игры выдыхается необычно быстро. Особенно для игры с такой хорошей базовой механикой и необычным сеттингом.
Последний, впрочем, воплощен тоже не особенно круто. Странная витрина A!CT в Steam, больше отталкивающая от игры, чем привлекающая новых покупателей, оказалась не набором неудачных скриншотов, а суровой правдой местной жизни. Окружающий мир блеклый, скучный, грязный и, опять-таки, одноэтажный; любоваться в Cthulhu Tactics нечем. Даже модельки осьминогоподобных демонов в форме «СС» получились у дизайнеров какие-то невыразительные.
Повторюсь в двадцатый за этот короткий текст раз: Achtung! Cthulhu Tactics отлично скопировала фундамент XCOM. А это — уже половина успеха. Вся вторая половина, правда, куда-то пропала. Увлекательные перестрелки между укрывшимися за поваленным деревом нашими и укрывшимися за мешками с песком чужими по ходу игры сменяются рутинными перестрелками между укрывшимися за поваленным деревом нашими и укрывшимися за мешками с песком чужими, а затем — наскучившими перестрелками между укрывшимися за поваленным деревом нашими и укрывшимися за мешками с песком чужими.
Половина счастья — получается, пять из десяти. Плюс балл за ниспосланное нам младшими богами геймдизайна избавление от ручной перезарядки каждого вшивого пистолета.
Лучшее описание A!CT, которое я могу выдать — это крепкое одноразовое развлечение для тех, кому надоело перепроходить угадайте какую игру.