Долгожданный ремастер вышедшей в 2008 году японской ролевой игры Tales of Vesperia наконец бросил якорь на мировых просторах. Оригинальный релиз на Xbox 360 для многих фанатов франшизы стал лучшей частью любимой серии, поэтому было особенно обидно, что дополненное издание для PlayStation 3 так и осталось эксклюзивом Японии. Tales of Vesperia: Definitive Edition исправляет получившийся казус в виде ультимативной версии, собрав воедино всё содержимое и даже больше.
Повествование идет от лица бывшего рыцаря Юрия Лоуэлла, который помогает нуждающимся в районе простолюдинов Зафиаса, столице Империи. Будучи образцовым вигилантом, что выражается в полном непринятии радикальных методов государства, он имеет свое понятие о законе и ценностях жизни. Вскоре после старта мы наблюдаем, как в квартале начинается наводнение из-за похищения бластии, ценного артефакта древней цивилизации, несущего в себе различные свойства в зависимости от типа и применения. Именно бластия района защищала жителей от посягательств монстров и давала стабильное водоснабжение. Герой пускается в преследование за вором — неким Мордио, судьба с которым сведёт его несколько позже в другом месте. По горячим следам Юрий направляется во дворец, где встречает одиозного незнакомца, который далеко не так прост как кажется на первый взгляд, в чем мы убедимся в судьбоносной встрече позже. Там же герой сталкивается с принцессой Эстель, которая покидает царскую клетку в поисках общего знакомого — рыцаря Флинна — друга детства Юрия. У девушки повышенное чувство справедливости и большое сердце, но полное отсутствие понимания внешнего мира. Компенсирующий друг дружку дуэт сопровождает верный пес Репид, унаследовавший курительную трубку предка.
Стоит отметить, что подробная бэкстори о временах служения в армии рассказывается в полнометражном аниме под названием Tales of Vesperia: The First Strike, которое по хронологии является приквелом к игре. Чтобы сильнее проникнуться атмосферой, настоятельно рекомендуем посмотреть фильм, благо он достойно сделан и подарит немало тёплых минут с полюбившимися героями.
Персонажи, несмотря на некоторые штампы, получились приятными, а некоторые — в чем-то даже неожиданными. Циничный Юрий не преминёт отпустить сарказм по поводу чудаковатости нашей шайки, испытывая на прочность дружественные узы, укрепляющиеся по ходу приключения. Добродушная и самоотверженная Эстель часто ставит себя под удар, помогая незнакомцам и пытаясь найти себя как личность во время странствий. Рейвен выделяется небрежной манерой ведения речи, напичканной сленгом с чарующей дружелюбностью и спокойствием. Столь неконфликтный человек становится медиатором, охлаждающим напряженные ситуации, при этом не чураясь развратных шуточек и флирта с несколькими женщинами одновременно. Эксцентричная исследовательница технологий бластии Рита, хоть и постоянно выгораживает себя, поучая остальных, пытается преодолеть мизантропию, выработавшуюся за годы одиночества, и социализироваться в обществе. Джудит — самая зрелая во всех отношениях среди остальных сопартийцев. Она решительна, настойчива, остроумна, немного импульсивна и довольно смела, предпочитая носить откровенные наряды, щеголяя впечатляющей фигурой и поддразнивая мужскую часть команды. Обожает сражаться, не умеет врать и легко манипулирует мужчинами. Патти поначалу постоянно отшучивается по делу и без, раздражая некоторых героев, но после определенных судьбоносных событий становится более серьезной и рассудительной. Старый-добрый друг детства протагониста Флинн обладает колоссальным чувством справедливости, но совершенно иным мировоззрением по сравнению с товарищем. Их взгляды начали расходиться практически сразу после взросления и выбора пути в жизни. Трудолюбивый рыцарь скорее стратег и старается словесно решить конфликты, нежели вооруженно. Он пытается расправиться с крупной проблемой до появления целой череды угроз. Одним словом, закаленный выдержкой персонаж.
Чтобы объединить стремления и цели героев, Юрий создаёт гильдию “Храбрая Весперия” по названию самой яркой звезды и назначает мастером Кэрола, которому предстоит познать груз ответственности. Исследуя мир и наблюдая за кардинальными переменами в окружающей среде, герои всё сильнее станут пробираться в дебри глобальных проблем, разрешая локальные задачи и двигаясь ко все более масштабным локациям.
Иногда вы наблюдаете эпичные аниме-ролики от Production I.G, но основная подача сюжета выполнена в традиционном для серии стиле — посредством катсцен на движке игры, перемежающихся короткими диалогами-зарисовками — скитами. И если в последней главе серии, Tales of Berseria, значительный акцент делается на скитах, длящихся по несколько минут каждый и в совокупности более 10 часов, то в Tales of Vesperia они скорее подчеркивают те или иные важные моменты, подводят к решениям персонажей, разъясняют Лор и просто развлекают по тридцать секунд — полторы минуты в среднем и не прерывают ход повествования.
Местные стендапы героев обогащают ваше исследование закутков планеты Терса Люмиреис не только удовольствия и хохота ради — позднее самые внимательные будут вознаграждены по итогам викторины, но об этом дальше.
Следить за сюжетом интересно во многом из-за харизматичных героев. Юрий не чурается полосовать мечом и сталкивать в пропасть злодеев, а также неоднократно преступает законы ради достижения высших целей. Рита сыграет ключевую роль в разработке оружия, которое сможет преобразовать энергию для противостояния с нависшей глобальной катастрофой. Мотивация действующих лиц и их место в канве повествования настолько органично скроена, что не возникает лишних вопросов и роялей из кустов. Сценарий достаточно прямолинеен, но честен с игроком и не страдает сумбурностью.
Разработчики также хорошо поработали над вариативностью локаций. Густые рощи, залитые солнцам луга, обдуваемые ветром вершины, покрытый мглой корабль-призрак, морозные ледники, обжигающие пески и многое другое. Естественно, не обойдётся без горячих источников и даже острова компании-издателя Nam Cobanda. В Tales of Vesperia один из самых насыщенных миров в жанре, который выполнен в классическом стиле — с классической картой мира. Он великолепно структурирован, а сами области не предполагают затянутости и однообразия.
Поначалу вы бегаете на своих двоих, затем получите корабль для плавания, а впоследствии и возможность полёта. На карте разбросано множество точек сбора ингредиентов, которые со временем возобновляются.
Жаль только то, что в игре нет карты локаций, поэтому необходимо быть более осмотрительным при исследовании, дабы не упустить все сундуки и места активации скитов. При этом, на карте мира отмечены не просто все места, но и ассортимент магазинов в каждом из городов.
В игре приятный cel-shading, благодаря которому графика выглядит симпатично даже спустя все эти годы. В переиздании художники немного улучшили текстуры и ощутимо подняли разрешение, из-за чего картинка стала в разы более четкой по сравнению с версией для консолей прошлого поколения. В Tales of Vesperia: Definitive Edition очень красиво смотрится природа и зрелищно переливаются красками специальные эффекты всех видов умений на пару с анимациями приемов.
Конечно, если присмотреться, то можно заметить размытые плоские поверхности и угловатые модели, но к этому привыкаешь.
На PS4 проект работает при 60 кадрах в секунду, а вот на гибридной консоли Nintendo Switch показатель FPS в некоторых сценах резко проседает. Учитывая простую графику, выглядит это очень странно. Видимо, при создании порта разработчики уделили этой версии меньше времени. Будем надеяться, что проблемы исправят патчами.
Мощные гитарные мелодии в битвах, напряженный эмбиент на опасных локациях, успокаивающие темы героев с акцентом на пианино, аккуратный минимализм в подземельях и уютный городской бэкграунд — музыкальное сопровождение от дуэта Мотои Сакурабы и Хибики Аоямы создает правильное настроение.
После свежих выпусков сериала боевая система Tales of Vesperia уже не кажется такой динамичной и удобной, как раньше. Тем не менее, она все еще довольно приятна. Сражения с сильными врагами ощущаются по-настоящему живыми — игра мотивирует жонглировать приёмами как в заправском файтинге. Комбинирование ударов и создание цепочек при использовании арсенала боевых умений всей партии здесь возведено в абсолют.
Сами битвы начинаются при соприкосновении с врагом во время исследования локаций. Если в момент нападения рядом находятся несколько противников, вы попадаете в бой сразу со всеми. Как и в Persona, можно атаковать в тыл и получить преимущество. Враги могут сделать точно так же.
Контролю в режимах автомата, полуавтомата и ручном поддается любой выбранный герой. Переключаться дают на ходу, но только между четырьмя активными участниками. Героям можно задать инструкции в меню и дополнительно отдавать специальные команды по стилю сражения, если требуется сделать акцент на защите или концентрации атаки. Очень удобно, что дополнительно можно повесить на кнопки быстрого доступа приказы на применение определенных навыков любых членов партии.
В игре имеется своего рода кооператив: если поставить всех героев на ручной режим управления, то реально играть ими в бою с дополнительных геймпадов.
Персонажи могут двигаться к целям автоматически, свободно перемещаться при зажатии шифта, а также выполнять прыжки. У каждого из них свой стиль боя. Если Рита налегает на магию издалека, то Джудит любит комбить резкими выпадами, подбрасывая врагов в воздух и делая воздушные сальто. У Патти есть четыре боевые формы, которые необходимо эффективно использовать в зависимости от ситуации на поле брани.
Сопартийцы используют по два уникальных вида оружия и вспомогательное снаряжение. У Юрия это различные одноручные мечи, топоры и перчатка. У Патти — пиратские сабли, кинжалы и мушкет. У Джудит — копья, посохи и специальная обувь.
Ключ к успешному набиванию комбо — это командная работа. Цепочки получаются при атаках врага в состоянии оцепенения, и классическое комбо может состоять из трех обычных ударов и умения, либо из череды умений определенного типа. Есть и различные негативные эффекты, и атаки с элементами всевозможных типов. Зная слабости врага, можно не просто получить преимущество, но даже убить одним ударом, а боссам нанести огромный урон, если вы ещё и воспользуетесь грамотно всеми инструментами.
Игра задействует особенности файтингов, поэтому можно использовать бег для ручной отмены ударов с длинной анимацией и сразу же атаковать без ожидания отката — времени восстановления боеспособности. Имеется целая механика так называемых “фатальных ударов”, уничтожающих обычных супостатов сразу или нанося высокий урон и давая один из трех бонусов: больше опыта, очков прокачки или шанса выпадения предметов.
Шкала суперудара Overlimit по ходу прохождения игры повышается до четырех уровней, а вместимость — до восьми. На каждом из уровней герой становится сильнее, вплоть до полной неуязвимости и защиты от оглушения на время действия режима. Но самое главное — в этом режиме появляется возможность использовать самые мощные боевые умения, Mystic Artes, при применении каждого из которых проигрывается красивый и очень зрелищный ролик, подчеркивая мощь.
Прогрессия в Tales of Vesperia достигается не только за счет поднятия уровней, но и через обретение скиллов из предметов экипировки, вроде оружия и вспомогательных вещей, особых для каждого персонажа. Использовав их в бою, вы учите умение и можете активировать его в специальном меню.
Скиллы разделены на четыре категории: атака, защита, передвижение и поддержка. Грамотный микс необходимых умений для максимальной результативности стиля каждого героя дает дополнительные преимущества. Определенные комбинации скиллов активируют специальный бонус — глиф. Среди эффектов: повышение характеристик или скорости заполнения шкалы суперприема.
Важную роль играет синтез, позволяющий усовершенствовать имеющиеся предметы и изготавливать новые за деньги с помощью ингредиентов в магазине. Это позволяет получить актуальную экипировку и совершенно новые возможности. Так, при улучшении некоторые виды оружия приобретают дополнительные свойства и умения.
В Tales of Vesperia каждый герой умеет готовить и имеет привязанность к различной еде, оттачивая по ходу использования навыки до мастерства, попутно открывая новые рецепты. Блюда повышают различные характеристики и дают всякие бонусы, например, к опыту.
Не забыли разработчики и об удобстве. Можно менять отображаемого в локациях героя, неактивные участники получают опыт, игра любезно предупредит, если дублируются экипированные навыки и имеющиеся на текущем оружии, есть пересказ сюжета, книга рецептов, подробный бестиарий с моделями персонажей, местообитанием, выпадающими вещами и так далее.
Игра лояльна к игрокам, поэтому на нормальном уровне сложности, если вы не пропускаете врагов и убьете хотя бы основных опциональных боссов (цепочка квестов про “гигантских монстров”), то у вас не будет никаких проблем при прохождении всей сюжетной линии. На финальном боссе все же придётся так или иначе попотеть.
На высоком уровне сложности, конечно, уже придется подсесть на прокачку капитально. Побочные боссы будут бросать реальный вызов даже опытным игрокам. Тут вам и фатальные удары и прерывающие комбо выпады, опрокидывания сопартийцев, налегание противников на использование сильнейших умений и другие прелести.
Игра под завязку наполнена побочными заданиями: более 70 сайдквестов разной степени сложности, три опциональных подземелья, колизей с несколькими типами арен, около 90 костюмов, свыше 50 аксессуаров и более сотни отображаемых моделей оружия. Не говоря уже о множество мини-игр, вроде покера, викторины, сайдскролл-шутера, гонок, гигантских монстров-боссов, поиска ультимативного оружия и так далее.
Кроме насыщенного постгейма игра предлагает традиционный New Game+, где за специальные очки Grade можно купить пропуск для трансфера различных накоплений и активации модификаторов, вроде уменьшения или увеличения получаемого опыта.
Что неприятно, многие сайдквесты и звания можно банально пропустить навсегда, а журнал учета квестов здесь отсутствует. Странно, что разработчики не исправили этот момент.
Переиздание включает в себя все изменения и нововведения PS3-версии, включая двух играбельных персонажей, возможность пропускать заставки, копить дополнительно еще четыре шкалы Overlimit, новых боссов, монстров, подземелий, музыки, квестов и так далее.
Tales of Vesperia: Definitive Edition дает возможность активировать весь вышедший ранее косметический DLC-контент и совершенно новые костюмы.
В переиздании присутствуют русские субтитры, но локализацию нельзя назвать идеальной. По уровню адаптации перевод не дотягивает до той же Ni no Kuni 2, и порой встречаются странности в меню. Часть шуток пострадала при переводе. В любом случае, у вас есть выбор.
Также вы можете выбрать японскую озвучку, но мне лично больше понравилась английская, даже несмотря на смену некоторых актеров озвучки. Как это ни странно, но западное озвучание Tales of Vesperia: Definitive Edition показалось более эмоциональным, нежели японское. Для любителей аутентичности авторы даже записали две версии заглавной мелодии “Ring a Bell” — при смене языка в заглавном меню изменяется и язык песни. Мелочь, а приятно.
Tales of Vesperia: Definitive Edition — это ультимативная версия культовой jRPG с колоритными героями, интересным сюжетом, крепкой боевой системой и огромным количеством побочных заданий. В сравнении с современными проектами жанра некоторые элементы игры успели устареть, но для фанатов она так и останется одной из лучших в серии. Если вы среди их числа, то можете поднять итоговую оценку на один балл. Скрестив пальцы, будем надеяться, что Bandai Namco на этом переиздании не остановится и вспомнит про свои классические релизы с PS2, вроде Xenosaga.